Дмитрий В. ГРОМОВ
В книге "Золотые луга" мусульманский автор X века Аль-Масуди дает описание некого славянского святилища:
Земля | Печь |
Выступает как рождающая Мать. | Выступает как источник Жизни. В свадебном и родинном обрядах символизирует рождающее женское лоно. |
Преображает неживую материю в живое: принимает в себя увядшие растения, тела животных и людей; рождает новые живые организмы. | Преображает неживую материю в живое: В печь ставятся несъедобные, в принципе, продукты (мука, крупы и т.д.), а выходят оттуда готовые к употреблению, "живые" продукты питания. |
Связана с миром мертвых | Через печную трубу связана с миром мертвых. В похоронных обрядах символизирует дорогу в загробный мир и само царство смерти. |
В мифологии выступает как женский персонаж. | Представляется как женский персонаж. |
Для того, чтобы земля родила, с ней вступают в контакт "мужские" стихии: солнце, дождь. [33] | Вхождение в печь кочерги, ухвата, хлебной лопаты представляется (в частности, в мифологизированных загадках) как половой акт, оплодотворение женского лона. |
Традиционно представление подземелья как огненной стихии. Причем это представление идет со времен индоевропейского единства (представление о боге Агни как царе подземелья до прихода Ямы) и доходит до XX века (христианские представления миф о "геене огненной"). | Содержит огонь. |
В описаниях культов земли часто присутствует понятие "бездны", "пропасти" [34]. | Внутреннее пространство печи сопоставляется с "ямой". |
Сатурн | Аналоги в славянской мифологии |
Является "богом старшего поколения" по сравнению с громовником Юпитером. | Смена богов земли и земледелия богами неба и военной аристократии типична для определенного момента развития государственности [36] У восточных славян таковой была смена богов земли (Велеса) на Перуна в 988 г. [37] |
Сатурну посвящаются празднества Сатурналии, проводимые в дни зимнего солнцестояния. Сатурналии носили карнавальный характер и могут рассматриваться как существующие во всем мире мистериальные празднества, символизирующие погружение в новогодний космогонический хаос. | В дни зимнего солнцестояния празднуются Святки, среди составляющих празднества просматривается почитание бога Велеса [38]. Веселье носит карнавальный характер, может рассматриваться как мистерия, символизирующая погружение в новогодний космогонический хаос. |
Даровал людям понятия о цивилизованной жизни, обучил их земледелием. | За славянскими хтоническими божествами возможно подозревать ту же черту, поскольку они являются покровителями различных отраслей производства: например, Велес - скотоводства, Макошь - женских ремесел. |
Видимо, сакральную подоплеку имеет тот факт, что в храме Сатурна хранилась государственная казна. Это указывает на связь Сатурна с некими "сокровищами". | Хтонические персонажи являются хранителями "сокровищ" [39]. |
Сатурн описывается как первый царь Лация. | Велес выступал как божество, объединяющее людей в общине [40]. |
Связан с природой Времени (отождествляется с Кроносом) | Славянский хтонический бог, условно называемый как Вий, возможно, связан с природой Времени [41]. |